Эксперты расходятся во мнениях о терактах в Москве, СКП просит журналистов не освещать детали следствия
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Политики, эксперты и представители общественности не перестают предлагать новые и опровергать существующие версии двойного теракта, совершенного в Москве 29 марта.
Как сообщал "Кавказский узел", утром 29 марта прогремели два взрыва на станциях Московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии. По последним данным, погибли 39 человек, ранения различной степени тяжести получили еще 95 человек. Теракты осуществили террористки-смертницы.
В настоящее время существует несколько версий того, кто мог стать организатором теракта, причем у каждой из них есть как сторонники, так и противники.
Умаров обещает мстить россиянам за Чечню
Русскоязычный телеканал "Первый кавказский" распространил аудиозапись, на которой от имени лидера северокавказских боевиков Докку Умарова отрицается его причастность к терактам в московском метро.
В этом послании голос за кадрами разрушенных домов, якобы принадлежащих жителям Чечни, обвиняет главу российского правительства Владимира Путина в убийствах и заявляет, что террористическая война и подобные взрывы никому не нужны и этой войны никто не хочет.
Журналист Андрей Бабицкий, который ранее неоднократно общался с Докку Умаровым, отрицает, что голос на аудиозаписи принадлежит лидеру северокавказского подполья.
Позднее Докку Умаров в видеообращении, обнародованном на ресурсе YouTube, заявил, что теракты в метро Москвы, совершенные смертниками 29 марта, являются ответом на спецоперацию силовиков в Ингушетии, где наряду с членами вооруженного подполья 11 февраля погибли четверо мирных жителей Чечни. Именно за этих мирных жителей, по словам Умарова, и мстили смертницы в Москве.
Умаров заявил, что все обвинения в терроризме он "воспринимает с ухмылкой", так как российское общество не обвиняет российские власти в убийстве мирных жителей под Арштами. Он также назвал теракты "приветом для ФСБ", подчеркивая, что они не последние. И ответ за события в Чечне придется нести "всем россиянам".
Как напомнил Андрей Бабицкий, ранее, когда Докку Умаров только стал руководителем подполья, сменив убитого Абдулхалима Садулаева, он заявил, что подчиненные ему группы будут воздерживаться от ударов по гражданским объектам и гражданским лицам. Но за прошлый год, по словам Бабицкого, Умаров кардинально поменял свою позицию.
"Это он объяснил тем, что население России платит налоги, поддерживает российскую власть, которая ведет войну на Кавказе, поэтому оно будет страдать от операций, которые проводят моджахеды", - говорит журналист. Он предполагает, что весной и летом Докку Умаров попытается нанести максимальный урон в российских городах, "а Москва для него, естественно, является наиболее важной целью".
О том, что версию о причастности Докку Умарова к терактам в московском метро необходимо проверять, говорит заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности, полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков.
"Мы прекрасно понимаем, что это может быть как "примазывание" к ситуации, так и показывание некоего могущества, так и реальная версия. Сейчас устанавливаются личности (террористов - прим. "Кавказского узла"), их окружение, имеют они отношение к Докку Умарову или нет", - сказал депутат радиостанции "Эхо Москвы".
"На войне как на войне. Война еще и информационная. То ли это проявление информационной войны, то ли нет, должно показать следствие", - добавил Гудков.
Основная версия: теракты подготовили смертники с Северного Кавказа
Официальной версией взрывов в московском метро по-прежнему является теракт, подготовленный представителями одной из террористических группировок, базирующихся на Северном Кавказе, передает радио "Свобода".
Депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин также уверен, что между взрывами в Москве и событиями на Северном Кавказе есть прямая связь.
"В последнее время ФСБ вместе с органами внутренних дел провели на Северном Кавказе ряд успешных операций, во время которых были уничтожены несколько главарей этих банд. Я считаю, что как раз сегодня бандиты нам мстят. Думаю, что это должно быть основной версией", - говорит он.
В свою очередь российские эксперты, не отрицая этой возможности, отмечают, что на организацию терактов, подобных взрывам в московском метро, требуется от двух до четырех месяцев, тогда как Саид Бурятский был убит 8 марта.
По информации неназванных источников в правоохранительных органах, Саид Бурятский (он же Александр Тихомиров) подобрал в Чечне и Ингушетии около 30 потенциальных шахидов, которых начали готовить в медресе в Турции. Девять из них уже совершили самоподрывы. Следователи считают, что женщины-шахидки могли быть из этой группы Тихомирова, пишет "Коммерсант".
Обычно за такими смертницами стоит целая организация, которая подбирает этих женщин, готовит их психологически, обеспечивает взрывчаткой.
С этой версией согласна эксперт по Северному Кавказу Санобар Шерматова. Она считает, что теракты в московском метро могли совершить только тщательно подготовленные члены серьезной террористической организации.
"Мне кажется, что самая серьезная версия та, что теракт совершили смертники из Северного Кавказа. Никак нельзя согласиться с тем, что это могут быть самостоятельные одиночки, которые решили отомстить, нацепили на себя пояса шахидов и пошли взрывать метро. Обычно за такими смертницами стоит целая организация, которая подпирает этих женщин, готовит их психологически, обеспечивает взрывчаткой, потом сопровождает до места и следит за тем, как пройдет акция", - говорит Шерматова.
Политолог, эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров считает, что "то, что мы имеем сегодня, - это реакция на разного рода победные реляции наших спецслужб по поводу устранения того или иного эмира на Северном Кавказе".
"Мне кажется, пока рано делать выводы относительно причин и исполнителей, но, думаю, что из того набора версий, которые сейчас на слуху, наиболее реалистичная - северокавказская. Масштабы теракта (трехкилограммовые бомбы, место проведения) указывают на то, что была проведена серьезная подготовка операции", - предполагает эксперт.
"Это преступление с очевидным религиозно-экстремистским следом", - уверен заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
"Уже по первоначальным сообщениям стало известно, что преступление совершили смертники, по крайней мере, эта версия является сейчас основной. Такой характер преступления указывает на фанатиков-экстремистов... Это очень похоже на северокавказский след", - полагает Макаркин.
Маркедонов: версии должны строиться на строгом информационном фундаменте
Президент информационно-исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский считает: "Сейчас пойдут, конечно, гадания, будут версии, что это северокавказские сепаратисты, исламисты или спецслужбы, которые чего-то хотят замутить. Как ни печально, обе версии могут иметь право на существование".
То, что ответственность за теракты взял на себя Умаров, тоже ничего не доказывает: "ответственность могут взять и те, кто действительно стоит за взрывом, и те, кто хочет попиариться", считает эксперт.
"Любая версия должна строиться на строгом информационном фундаменте", - считает политолог Сергей Маркедонов.
"У нас за последние 10 лет, на мой взгляд, уровень аналитики очень снизился. Мы уже досужие размышления в обывательском ключе выдаем за экспертное суждение. Но нужны все-таки фактические опорные точки для того, чтобы об этом судить", - утверждает Маркедонов.
"Тезис "это могло быть выгодно исламистскому подполью" - не аргумент. Это много кому может быть выгодно. Судить об этом нужно будет тогда, когда будет какая-то информация", - заключает политолог.
Любая версия должна строиться на строгом информационном фундаменте.
В свою очередь Следственный комитет при прокуратуре России также отреагировал на огромный поток в прессе информации, связанной с терактами. СКП распространил через свой сайт в интернете обращение к СМИ, в котором попросил не публиковать сведения, касающиеся расследования терактов в московском метро, пишет "Газета.Ru".
Как сказано в обращении, после взрывов в Московском метрополитене печатные и электронные СМИ заполнены различными версиями, фамилиями, фотороботами, зачастую не имеющими никакого отношения к действительной картине преступлений.
Следователи утверждают, что это не только негативно влияет на ход расследования уголовного дела, но и создает реальную угрозу для некоторых участников уголовного процесса и их родственников.
В то же время журналистов, которым удалось взять интервью у очевидцев преступлений, СКП просит сообщить контактную информацию о них, а самих очевидцев преступлений призывает связаться со следствием.
Спецслужбы не дают гарантию безопасности от терактов, считают эксперты
Оценивая действия силовых структур по предотвращению возможных терактов, эксперты и политологи также разделились во мнениях.
"Как показали события, наши спецслужбы не имеют оперативной информации, а если они ее и получают, то не в силах такие эксцессы предотвратить", - говорит эксперт по Северному Кавказу Санобар Шерматова, полагая, что "нет никакой гарантии, что подобные взрывы в Москве не повторятся".
В способности силовых структур усомнилась и политолог Лилия Шевцова. "Я не исключаю, что в структурах российской власти есть силы, которые в этой политической ситуации захотят пойти по испытанному пути. Сработает та же схема: теракт - угроза национальной безопасности - ужесточение режима. Правда, здесь возникает один существенный вопрос: насколько силовые структуры - а они являются тут приводным ремнем - способны реализовать подобный сценарий", - говорит она.
Депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин считает, что "правоохранительная система несколько расслабилась на фоне успешных этих операций".
"Надо было действительно просчитывать, ожидать ответной реакции боевиков на те события, которые происходят на Северном Кавказе", - говорит депутат.
За счет активной пропаганды террористы и преступники вовлекают в свою деятельность самые разные фигуры. Поэтому противостоять им - очень большая проблема, причем проблема международного характера
Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров призвал расширить агентурную деятельность на Северном Кавказе. "Многие сейчас будут говорить о том, можно ли было предотвратить этот теракт? Любой сотрудник спецслужб вам скажет, что для этого нужна серьезная оперативная и агентурная работа. Это очень трудоемкий процесс. Должны быть расширены рамки агентурной работы именно на территории Северного Кавказа, чего пока, к сожалению, не происходит", - говорит Гончаров.
С ним согласен заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, утверждая, что "такие преступления предотвратить очень сложно".
"В 2004 году за участие в подобных преступлениях были осуждены три человека, один из которых был русским, принявшим ислам, а другой - государственным чиновником, старшим советником юстиции, вполне солидным человеком. Есть типичный портрет преступника, террориста - маргинала с явно выраженной северокавказской внешностью. Это достаточно обманчиво. За счет активной пропаганды террористы и преступники вовлекают в свою деятельность самые разные фигуры", - утверждает Маркин.
Международные эксперты: взрывы в Москве продолжили тенденции самоподрывов шахидок и атак на общественный транспорт
Международные эксперты уверены: взрывы в московском метро - продолжение сразу двух тенденций. Первая из них - это атака на общественный транспорт, а вторая - использование женщин-шахидок.
По словам руководителя антитеррористического подразделения Секретариата ОБСЕ Рафаэля Перла, очевидна тенденция, которая справедлива для всех террористических группировок: "Мишенью становится общественный транспорт в крупных городах: много жертв; громко; удар не только по людям, но и по экономике".
При этом эксперты отмечают, что все чаще террористические организации в качестве своих боевиков нанимают женщин.
Автор книги "Глобализация террора", исследователь Центра стратегических исследований имени Йоффе Тель-Авивского университета Йорам Швейцер сделал около двухсот интервью с осужденными террористами, которым так и не удалось стать шахидами.
"Шахидки - это не новый феномен. Они уже успели печально проявить себя в Палестине, Чечне, на Шри-Ланке.... Женщины - полноценные члены террористического мира. Часто террористы используют смертниц как символ того, что в их борьбе якобы участвуют все представители общества. При этом использование женщин-шахидок не может быть показателем ни силы, ни слабости террористов", - говорит Швейцер.
Женщина-смертница, по его словам, вызывает меньше подозрений, чем мужчина-смертник, а ее тренировка предполагает меньше усилий: надо лишь уметь незаметно проникнуть в определенное место и нажать на кнопку.
Швейцер рассказывает, что часто женщин принуждают к тому, чтобы стать шахидками, но есть случаи, когда они идут на это добровольно.
"Анализируя теракты в России, в Чечне, можно предположить, что женщины шли на теракты умышленно, имея личные мотивы мести. При этом их личной мотивацией, вероятно, манипулировали, одобряя их гнев и подталкивая таким образом к теракту. Отмечу также, что и шахидство вовсе не означает, что террористы сильны: иногда они используют шахидов (или шахидок), когда слабы, чтобы как раз и казаться сильнее", - отмечает Швейцер.
По мнению политолога, руководителя исследовательского центра "Северный Кавказ - стратегия" Абдуллы Истамулова, для того, чтобы стать смертницей, кавказская женщина должна пережить публичное посрамление себя или близких.
Истамулов также отметил, что на Северном Кавказе есть потенциальная возможность существования организованного подполья, которое систематически занимается подготовкой шахидов, однако в какой мере этот потенциал используется, сказать сложно.
"Чечня и Ингушетия - слишком маленькие территории, хотя и там обстановка меняется. В каждой северокавказской республике есть села, контролируемые ваххабитами. Но в первую очередь речь может идти о Дагестане", - считает политолог.
Напомним, что в одной из смертниц, взорвавших себя в московском метро, 1 апреля была предварительно опознана 17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, убитого в конце декабря 2009 года. Личность второй смертницы пока не установлена.
Как сообщил источник в правоохранительных органах Дагестана, одним из организаторов терактов в московском метро и пособником террористок-смертниц может быть житель Волгограда. Ранее правоохранительные органы получили фотографию подозреваемого в причастности к взрывам в московском метро. На фотографиях с камер видеонаблюдения в метро запечатлен мужчина в кепке, сообщает "Газета.Ru".
Выдвинутая ранее версия о причастности к терактам в Москве вдовы лидера гудермесских боевиков Саид-Эмина Хизриева, убитого в октябре прошлого года, Мархи Устархановой не подтвердилась, заявил источник в правоохранительных органах Чечни.
В числе подозреваемых в совершении теракта была также бывшая жена убитого 24 марта в Нальчике лидера кабардино-балкарского и карачаевского подполья Анзора Астемирова Зухра Ципинова. Однако эту версию подвергли сомнению знающие ее люди.
Напомним, 31 марта взрывы прогремели в дагестанском Кизляре, унеся жизни 10 человек. Власти считают, что теракты в Москве и Дагестане - звенья одной цепи.
-
22 декабря 2024, 08:21
-
22 декабря 2024, 07:26
-
21 декабря 2024, 20:26
-
21 декабря 2024, 18:04
-
21 декабря 2024, 14:08
-
21 декабря 2024, 11:38