Помощник президента Чечни: действия милиции по задержанию правозащитников в республике оправданы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Комментируя ситуацию с задержанием в Чечне трех российских правозащитников, помощник президента республики Тимур Алиев сказал, что в условиях возможных террористических актов правоохранительные органы Чечни вынуждены проверять всех, чей вид отличается от вида местных жителей, и призвал с пониманием относиться к подобным действиям милиции.
По информации Правозащитного центра "Мемориал" в Грозном, трое российских правозащитников, членов созданной в конце прошлого года Общественной комиссии по Чечне - Владислав Садыков, Дмитрий Егошин и Роман Веретенников - были задержаны 7 февраля сотрудниками силовых структур в предгорном Шалинском районе Чечни. Они провели в милиции более 15 часов, после чего 8 февраля были отпущены. При этом, по словам члена совета ПЦ "Мемориал" Александра Черкасова, ни задержание, ни освобождение правозащитников не было никаким образом оформлено и мотивировано.
По заявлению МВД Чечни, правозащитники были не задержаны, а доставлены в ОВД по Шалинскому району для "проверки и беседы" в связи с поступившим в милицию заявлением жительницы Шали, которая утверждала, что в ее квартиру вошли трое неустановленных лиц и попросили написать заявление клеветнического характера на представителя местной власти.
Как пояснил Тимур Алиев, "люди были доставлены в РОВД Шалинского района до выяснения их личностей и мотивов нахождения в Чеченской Республике. Поскольку никакого предварительного уведомления о своей деятельности в Чечне они не делали, сотрудники милиции не могли обладать соответствующей информацией и должны были тщательно проверить поступившие от правозащитников данные по поводу их личностей и мотивов их нахождения в Чечне".
По словам помощника президента, следует учитывать, "что в республике проводится кампания по обеспечению полной безопасности граждан в горных и предгорных районах, а также в условиях возможных террористических актов". В этих условиях, говорит Алиев, "правоохранительные органы Чеченской Республики вынуждены отрабатывать все сигналы в отношении подозрительных личностей, отличительной приметой которых может стать их внешний вид, отличающийся от вида остальных жителей населенного пункта". "Потому нужно с пониманием относиться к подобным действиям милиции", - отметил Алиев.
Помощник президента выразил понимание того, что "афиширование информации рядом правозащитных сайтов было продиктовано беспокойством за судьбу коллег".
Однако, по его словам, сегодняшняя ситуация в Чечне коренным образом отличается от той, что была в начале 2000-х годов, когда люди порой исчезали бесследно. "Иное представление о ситуации в Чеченской Республике может сложиться или в случае недостаточной информированности в данном вопросе и некой инерционности мышления, или даже ангажированности. В контексте второго резона любую информационную кампанию по этому поводу можно считать либо пиар-акцией, либо намеренно раздуваемой провокацией", - сказал Алиев.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", 9 февраля ряд международных правозащитных организаций - "Хьюман Райтс Вотч", "Международная амнистия", Civil Rights Defenders и Front Line - потребовали от российских властей провести расследование по факту задержания троих правозащитников в Чечне и привлечь виновных к ответственности.
Они посчитали данное задержание произволом и призвали правительство России обеспечить безопасность работающим в Чечне правозащитникам, напомнив, что на это указывал на совещании в Пятигорске 23 января и премьер-министр РФ Владимир Путин, который попросил "представителей региональной власти, представителей местных органов власти, правоохранительные органы сделать все для обеспечения нормальной работы и жизнедеятельности правозащитных организаций".
По словам директора Front Line Мэри Лоулор, в этой организации задержание троих российских правозащитников чеченской милицией расценивают как попытку правоохранительных структур заставить мобильную группу свернуть свою работу в Чечне.
По мнению одного из местных наблюдателей, пожелавшего остаться неназванным, задержание правозащитников является наглядным свидетельством отношения властей к деятельности НПО в республике. "Нашему руководству, силовикам, "государственным" правозащитникам не нужны люди, которые пытаются говорить правду, предают огласке факты продолжающихся нарушений прав граждан, расследуют убийства, похищения и пытки людей", - говорит источник.
"Власть, постоянно твердит, что у нас в республике все нормально, что соблюдается законность и так далее, но в реальности ситуация очень и очень тяжелая. Скрыть факты насилия над людьми, когда в республике работают не только местные, "ручные", но и независимые правозащитники со стороны будет весьма сложно, и поэтому в ход пущены все меры противодействия правозащитным организациям", - считает он.
8 февраля сообщение о задержании и последующем освобождении милицией Чечни трех сотрудников российских неправительственных организаций прокомментировал Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, заявив в этом контексте, что "шпионские методы в деятельности правозащитников неприемлемы".
"Конечно, если регион посещает какая-то неизвестная для правоохранительных органов группа, то это, естественно, не может не привлечь их внимания. Тем более, если гости устраивают какие-то тайные встречи", - сказал Нурди Нухажиев.
По словам Нухажиева, "если правозащитники из регионов России действительно желают знать положение дел с правами человека в Чеченской Республике, помочь реально ее жителям в решении каких-то проблем", то для им нужно работать во взаимодействии с местными правозащитными организациями и органами власти, а не формировать "сводные мобильные группы".
Как уже сообщал "Кавказский узел", десять российских правозащитных и общественных организаций, в том числе московские фонд "Общественный вердикт" и Институт прав человека, "Человек и закон" из Йошкар-Олы, информационно-аналитическое агентство "Объектив" в Грозном, создали 23 ноября 2009 года Общественную комиссию по Чечне с целью оказания помощи жертвам нарушений прав человека в республике. Для работы в Чечне комиссия сформировала сводную мобильную группу, в состав которой вошли сотрудники и представители правозащитных организаций из разных регионов России. Нурди Нухажиев, комментируя эту инициативу, назвал ее попыткой организации "очередной пиар-кампании".
источник: корреспондент "Кавказского узла"