Исмаил Бердиев (муфтий Ставрополья и Карачаево-Черкесии): "Убийство Бостанова для нас прогремело как гром среди ясного неба"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В интервью "Кавказскому узлу" муфтий Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, председатель Духовного управления мусульман (ДУМ) Исмаил-хаджи Бердиев рассказал о сотрудничестве с министерством по делам религии Турции, об истории создания ДУМ в Карачаево-Черкесии, о планах на строительство Соборной мечети в Черкесске, о существующих в исламе течениях и современном положении религии в республике.
- Исмаил-хаджи, расскажите, пожалуйста, о недавнем визите в Карачаево-Черкесию министра по делам религии Турции Али Бардакоглу. Какова цель визита?
- В России есть советник посольства Турции по религиозным вопросам Бекир Герек. Он ранее приезжал с визитом в нашу республику, мы показывали ему Карачаево-Черкесию: Малокарачаевский район, Адыге-Хабльский район и другие районы республики, кроме Преградненского района, где, к сожалению, мало мечетей,а также город Кисловодск. Он посмотрел и записал, что в каком состоянии находится. Это было в прошлом, 2008 году.
А в этом году, на встрече в Турции мы опять подняли этот вопрос, и вновь пригласили муфтия Турции, с тем, чтобы он сам приехал и посмотрел на положение дел. Он согласился приехать к нам. Но одного моего приглашения было недостаточно, так как этот человек в Турции имеет большой авторитет (после президента и премьера – это первое лицо). Тогда мы встретились с президентом Турции Абдуллой Гюлем и рассказали ему о нашем желании, на что тот ответил, что все они слушаются министра религий Али Бардакоглу, и в данном вопросе то, что он скажет, для них – закон, согласно религиозным канонам.
Тогда Али Бардакоглу пригласил президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. И вот 25 сентября 2009 года министр по делам религии Турции прибыл в Москву на международную конференцию "Россия и исламский мир", после которой и приехал Карачаево-Черкесию. В республике он пробыл два дня. Мы вместе выезжали в Карачаевский район, посетили центральную мечеть в городе Карачаевске, показали наши курортные места в Домбае и на следующий день приехали в Черкесск.
Когда покойный Исмаил-хаджи Бостанов в конце июля в течение двух недель был в Турции, он встречался с Али Бардакоглу. На встрече обсуждались вопросы, касающиеся карачаево-черкесского Исламского института имени имама Абу-Ханифа, ректором которого был Бостанов. И вот, по приезду, Али Бардакоглу посетил могилу Бостанова, прочел молитву, а после возвращения с кладбища мы направились в Исламский институт. Там провели собрание, на котором было решено, что Исламский институт нужно переименовать из института имени Абу-Ханифа в институт имени Исмаила-хаджи Бостанова. Так как в Кабардино-Балкарии, в городе Нальчике есть исламский университет имени имама Абу-Ханифа, то я думаю, что этого будет достаточно, для нашего мазхаба1. А наш институт мы посчитали должным назвать именем Бостанова, потому что он жил этим институтом.
- А как давно Вы знакомы с Исмаилом-хаджи Бостановым?
- Мы вместе учились в Бухаре. Тогда на Северный Кавказ было выделено только два места, в 1981 году туда отправился учиться Исмаил-хаджи Бостанов, а в 1982 году в Бухару поехал на учёбу я. Там же учился и покойный Ахмат Кадыров. Я после училища поступил в Ташкентский исламский институт, и вернулся в республику тогда, когда Бостанов уже работал имамом в Карачаево-Черкесии.
В 1989 году, вместе с развалом Советского Союза на Северном Кавказе распалось Духовное управление мусульман (ДУМ) Северного Кавказа, находившееся в Махачкале. Там не могли выбрать муфтия. Собирались съезды, выбирали муфтия – аварца, потом опять съезд – выбирали кумыка, потом — даргинца. Дело дошло до того, что некоторых муфтиев, выбирали сроком на один день. То есть получилась некая карусель. В то время король Саудовской Аравии Фахт ибн Абдул Азиз – прислал для мусульман Северного Кавказа один миллион экземпляров Корана. Мы также обратились с тем, чтобы и нам выделили книги, на что у нас спросили, откуда мы и есть ли у нас ДУМ. Мы ответили, что со Ставропольского края2, а ДУМ у нас - нет.
В то время в Чечено-Ингушетии уже было Духовное управление мусульман, в Дагестане и даже в Кабардино-Балкарии. Не было только в Ставропольском крае. У нас было только 19 мечетей, мы собрали всех имамов и организовали Исламский центр как Духовное управление. В 1991 году его переименовали в Духовное управление мусульман Ставропольского края, а когда Карачаево-Черкесия окончательно отделилась, организация была названа как ДУМ Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
- С какими проблемами Вы столкнулись в первоначальной работе Исламского центра?
- С первых дней существования организации, мы столкнулись с тем, что в мечетях работали преимущественно люди преклонного возраста, то есть старики. У них не было грамоты. Конечно, они могли совершать какие-то обряды, но они не могли правильно читать и делать правильный перевод. То есть мы столкнулись с потребностью в медресе.3
- И тут появилось первое мусульманское училище в республике?
- Да. В 1993 году, нам выделили помещение бывшего детского садика в городе Черкесске по улице Коста Хетагурова, д.101. Помещение на тот момент пустовало, мы его переоборудовали под классы и под общежития. С тех пор у нас появилась возможность обучать людей уже внутри республики. Так был создан Исламского института имени имама Абу-Ханифа. Так повелось, что у нас государство не поддерживало подобные направления в финансовом плане, и все приходилось делать своими руками. Ездили, просили: у кого - картофель, у кого – пшеницу. Кто как мог, тот так и помогал кормить студентов. Позже пригласили преподавателей из Египта.
- Какие дисциплины преподавались в институте в то время, и какие преподаются сейчас?
- Сейчас, как и со дня основания института, в нем преподается религиоведение, Коран, толкование Корана, изречения Пророка и их толкования, арабский язык, грамматика морфология, история.
- По какой программе работал институт?
- Вместе с Исмаилом-Хаджи Бостановым мы взяли за основу программу медресе "Мир-Араб" в Бухаре, в котором мы сами учились. В то время это было единственное медресе в Советском Союзе, где обучали религии. Студенты из Средней Азии и Татарстана4 поступали именно туда, а годовой набор был не более 10 человек. Отбирали людей согласно указу Иосифа Сталина, чтобы в медресе обучалось не более ста человек. Это указ существовал и работал до развала Советского Союза. После, 80 человек из ста остались в медресе, а остальные 20 перешли в Высший Исламский институт имени имама Абу Ханифы, созданный в Ташкенте.
- За 16 лет существования, какую репутацию приобрел Исламский институт, возглавляемый Бостановым, в исламском мире?
- Я не знаю, кто как считает, но я уверен, что кроме пользы этот институт ничего другого за время своего существования не принес. Так у самого Бостанова не было даже своего бизнеса, он занимался только образованием.
- Назначен ли уже новый ректор института?
- Нет. Пройдут поминки, только потом мы соберем президиум и назначим ректора. Сейчас те люди, которые там работают, продолжают работать в прежнем режиме.
- Есть ли вероятность того, что в скором времени Исламский институт может прекратить свое существование в Карачаево-Черкесии?
- Нет. О закрытии института не может быть и речи. По-крайней мере, я буду стараться, чтобы этого не произошло. Мы и переименовали институт потому, что мы будем продолжать дело, которым занимался Исмаил-хаджи Бостанов. Этот институт нужен и Карачаево-Черкесии, и Ставропольскому краю, нужен он и Адыгее, потому что там нет подобного заведения, и студенты из Адыгеи учатся здесь в нашем Исламском институте.
- С чем можно связать убийство Бостанова?
- Я его не могу связать ни с чем. Если бы мы слышали, что ему угрожали, мы, могли бы сделать какие-то выводы. Так, например, до убийства имама Кисловодска Абубакира Курджиева, ему угрожали, и он говорил об этом. А убийство Бостанова для всех нас прогремело как гром среди ясного неба. Это просто оскорбление для мусульман. Убийцам было не сложно его убить – он всегда ездил один и без охраны.
- Но ведь в тот же 2006 год, в год убийства имама мечети Кисловодска, на Бостанова тоже совершалось нападение...
- Да нападение было, но на тот момент Бостанов занимался организацией хаджа и собирал паломников. Нападение случилось непосредственно перед поездкой. Видимо кто-то думал, что у него есть деньги, и нападение было с целью ограбления, но денег, которые ожидали получить грабители, они не нашли. По крайней мере, тогда я думал, что все же это нападение было с целью ограбления, а не с целью убийства. Это был очень тяжелый случай и Бостанов сильно изменился после него. Он даже перестал носить с собой сотовый телефон. Когда я спрашивал его, почему он не носит телефона, он отвечал, что так ему спокойнее. Но он никогда ничего не говорил о том, чтобы ему кто-то угрожал.
- Обещал ли министр по делам религии Турции во время своего визита в институт как-то поддержать его?
- Да, Али Бардакоглу предложил и пообещал построить отдельное здание для девочек, - как и положено по шариату.5 Хотя там отдельные входы, ребята и девушки пока обучаются в одном здании. Кроме того, был разговор о строительстве отдельного зала для молитв и студенческой мечети на территории института.
- А как будет осуществляться само строительство? Будут ли выделены деньги или строительство будет вестись турецкими специалистами?
- Пока еще этот вопрос не решен. Я не знаю, будут ли они помогать деньгами или нет. Единственное, о чем мы попросили турецкую делегацию, - это, чтобы они дали нам красивый проект для соборной мечети, потому что в Черкесске до сих пор таковой нет. Они нам пообещали прислать архитектора, который этот проект разработает.
- Но известно, что президент Чечни Рамзан Кадыров, также предлагал проект соборной мечети ранее. Какова судьба этого проекта?
- Да, он предлагал и проект мечети, как и предлагал сам построить соборную мечеть в Карачаево-Черкесии на свои деньги. Но в то время часть жителей республики возмутилась тем, что мечеть будут строить соседи. Люди спрашивали: "Зачем нам чеченец, - мы, что сами не можем построить мечеть?", - то есть имели место высказывания подобного рода, и строительство так и не началось, хотя по шариату я не имею право отказывать в этом деле никому.
Строительство мечети - это богоугодное дело. Кто хочет – тот и строит. Кем бы он ни был, я не имею право отказать. Например, у нас, в ауле Псыж строительство мечети начал Борис Березовский, - но он её не достроил, бросил это дело и уехал за границу. Мечеть простояла так несколько лет, сейчас уже сами жители собрались и достраивают ее своими силами.
На самом же деле Рамзану Кадырову в разговоре я просто как-то рассказал о том, что в Черкесске нет соборной мечети, и что я обратился к Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в строительстве. На что Кадыров сам предложил: "Зачем вы Путина просите, я вам построю мечеть". Все началось с обычного разговора, но, когда дело дошло до строительства, оказалось, что в центре города нет подходящего участка земли.
- Если Вы обратились с просьбой о проекте, значит на сегодняшний день вопрос с земельным участком решен?
- Сейчас президент Борис Эбзеев пообещал нам помочь с местом. Определили участок в центре города, рядом с драматическим театром. Сейчас там находится автомобильная стоянка6. То есть с участком определились, но оказалось, что теперь уже нет проекта. Турецкая сторона пообещала прислать архитектора, который разработает мечеть по турецкому стилю.
- Почему выбран именно турецкий стиль?
- В мире есть два стиля мечетей: арабский и турецкий. И как мне кажется, нам самим выдумывать ничего не стоит. Наши архитекторы пытались разработать проект сами, но эта попытка не увенчалась успехом. Так, был начерчен проект четырехугольного здания с одной стороны которого, была раздевалка, с другой – кабинет, с третьей – туалет и так далее. Внутри мечети ничего этого быть не должно. Все вышеперечисленные атрибуты должны находиться за ее пределами. То есть проект сам по себе был неудачным, и мы именно по этим причинам обратились к турецкой стороне помочь нам с проектом. Мы сказали, что денег не просим, отказывать им тоже ни в чем не будем, кто хочет делать что-то во имя Аллаха, он имеет право это делать.
- Есть ли еще программы сотрудничества с Турцией?
- В Турции есть специальные программы, которые работают и в США, и в Африке, и в других странах. Например, в Европе есть люди, которые сами не могут совершить жертвоприношение на Курбан-Байрам,7 просто потому, что у них нет таких условий. Эти деньги передаются в Турцию, а те в свою очередь передают деньги тем, кто может совершить жертвоприношение. Так, несколько лет тому назад, они прислали деньги, мы закупили овец и раздали людям, которые не могли позволить себе купить овцу на праздник. Естественно, эти люди благодарили Всевышнего, и тех людей, кто оказал милость. То есть это своего рода программа пожертвований, - так вот именно эту традицию, и хочет возродить турецкая сторона. Есть также программа повышения квалификации имамов. Мы отправляем в Турцию людей, которые знают религию, и там, на протяжении нескольких недель или месяцев, они углубленно изучают толкование Корана, - оно ведь, на самом деле, очень обширное.
- На каких условиях обучаются эти студенты?
- Все оплачивает принимающая сторона: и дорогу, и питание, и проживание. Курсы самые разные - от недели, до нескольких месяцев. Так, в последней беседе нас уверили, что, если будут желающие обучаться сроком на полгода или год, то и на эти условия турецкая сторона готова пойти. То есть поле деятельности расширяется.
- По Вашей оценке, - каково положение религии в Карачаево-Черкесии на данный момент? И на чем основано Ваше мнение?
- Как мне кажется, с каждым днем становится все лучше и лучше. Это проявляется хотя бы в том, что в мечетях больше представителей молодого поколения. Несколько лет тому назад в регионе была какая-то мода на религию, и все ходили в мечеть, что называется, толпами. Тогда же желающие учиться приходили в медресе. Но обучение требует от человека, чтобы он постоянно занимался, выполнял учебные задания, и те, кто не выдерживали, стали уходить, оставались только те, у кого, действительно, была сильная вера. И вот этих ребят с каждым годом становится все больше и больше. То есть хочу отметить еще раз, что мода на религию прошла.
- Какие религиозные течения есть в республике: "хариджиты", "салафиты", "ваххабиты"?
- Что касается "ваххабитов", то они были в то время, когда федеральная власть была слаба. Я имею в виду годы президентства Бориса Ельцина. Именно в то время они появились и развязали войну в Чечне. И нет сомнения том, что если бы нефть была у нас, то и война была бы у нас тоже. Нас Бог миловал, тем, что не наделил нас нефтью, хотя у нас есть необычайно красивые курортные места.
Я не видел еще ни одного человека в республике, который бы сказал, что он относит себя к "хариджитам", "ваххабитам" или еще каким-то "салафитам". Но ходят разговоры о том, что все течения, которые существуют, есть и у нас в республике. Они ведь приносят и распространяют свою литературу, брошюрки печатают.
- Как часто можно встретить такую литературу в КЧР?
- Даже и не знаю. Но известно, что ее приносят и раздают бесплатно. Её можно встретить иногда и на поминках, и на похоронах. Смотришь - лежит на машине где-нибудь стопка брошюр. Спросишь: "кто положил?", - отвечают, что не знают кто, - мол, просто положили и ушли.
Точно так же эта литература приносится и в мечети. После пятничной молитвы выходишь из мечети8, смотришь, - там брошюрки лежат. Начинаешь читать: вроде бы все хорошо, как в Коране. Но обязательно что-то свое припишут, например: "джихад – это обязанность мусульманина. Если ты убьешь неверного, то ты получаешь благодеяние от всевышнего". Должен сказать, что этого вообще нет в исламе, а они вот такими "приписками" сбивают людей с пути. Сейчас этого меньше, чем несколько лет назад, но есть.
- Чем отличаются эти течения друг от друга, от каких из них исходит наибольшая опасность, и в чем она заключается?
- Все течения, кроме традиционной религии – опасны. Есть "традиционный" ислам, пришедший к нам и являющийся основой. В нем четыре мазхаба, четыре течения. Больше там ничего нет.
Изначально религия разделилась на два лагеря: сунниты и шииты. У шиитов – одиннадцать течений, но их у нас нет. Представители этих течений есть в Азербайджане, Иране, Ираке и так далее. Все остальные в основном относят себя к суннитам. У суннитов два мазхаба: Абу-Ханифа и Шафии. Если говорить конкретно о народах, то мазхаба Абу-Ханифа придерживаются народы Карачаево-Черкесии и татары. А вот мазхаба Шафии придерживаются народы Дагестана, Чечни, Ингушетии. Разница между этими двумя мазхабами небольшая. Например, если мусульманин взял омовение перед совершением намаза, то по мазхабу Абу-Ханифа омовение "ломается" если человек сходит в туалет или же у него на коже выступит кровь, а по мазхабу Шафии – омовение "не ломается", если на кожу человека попала кровь. Совершая молитву по мазхабу Абу-Ханифа мусульмане только один раз поднимают руки, говоря "Аллаху Акбар"9; мусульмане, придерживающиеся мазхаба Шафии, поднимают руки каждый раз, когда произносят "Аллаху Акбар". Вот такие различия есть, но в целом они незначительные, и в идеологии различий нет.
Существует еще два мазхаба – Маликитский и Ханбалитский. Мусульман этих направлений у нас нет, они больше распространены в арабских странах и в Африке. У них также есть свои отличия, но опять же незначительные. Вот все эти направления – они традиционные, а те, кто начинают придумывать себе разные названия, называя себя "саллафитами", "ваххабитами", "хариджитами", - они все уже отходят от веры.
То, что ниспослано от Всевышнего - Коран. Его до нас донес Пророк. То, что Пророк говорил – мы это называем Сунной. А мазхабы – это дороги. Один имам10 сказал: "делайте вот так". Другой имам сказал: "сделайте так и будет лучше" Третий сказал": "а мне кажется, что вот так лучше". То есть каждый трактует Коран11 по-своему. Но после четырех имамов собрались улемы12 и сказали, что "больше ученых не будет, которые смогли бы что-то новое внести в религию". Ведь каждый раз мы только удаляемся от истины, - именно тогда был принят традиционный ислам, которого и следует придерживаться.
- Вы сказали о том, что эти течения все же проявляют себя на похоронах и поминках, появляется литература в мечетях13. А откуда, на Ваш взгляд, вообще на территорию Северного Кавказа пришли эти течения?
- Кто его знает, откуда они взялись... Знал бы, откуда - заткнул бы. Мне кажется, что все это появилось тогда, когда с развалом Союза открылись границы, и разрешили всем подряд их пересекать, Тогда я просил Бориса Ельцина не пускать в Россию всяких сектантов. Ведь, по-сути, все эти течения, как и в христианстве, являются сектами. Тогда Ельцин мне ответил: "Нет, мы - демократическое государство, мы подписали международную конвенцию по правам человека и мы не имеем права кого-то не пускать, - пусть приходят". Поэтому все это пришло к нам из-за границы.
- А как по внешним признакам можно определить человека, принадлежащего к "исламской" секте?
- Практически никак. Он будет вести себя скрытно. Просто у него есть идеология, которую он будет пропагандировать, так как он убежден, что так лучше. И наша работа заключается в том, что бы разъяснять суть религии людям. Вот почему мы на протяжении стольких лет и прикладываем все силы для работы в исламском институте. Я уверяю вас: будет больше грамотных людей – все эти течения уйдут.
- Вы остались без заместителя. Как будет решаться этот вопрос? Есть ли кандидаты?
- После поминок Исмаила-хаджи Бостанова мы соберем президиум и назначим временного заместителя. Кандидатов у меня пока нет, да и человек этот все равно будет назначен временно. Постоянного заместителя определят на съезде мусульман, который состоится не ранее, чем через полтора года.
29 сентября 2009 года
С Исмаилом Бердиевым беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Бэлла Ксалова.
Примечания:
- В исламе - школа шариатского права. Насчитывается шесть мазхабов. К настоящему времени среди мусульман-суннитов распространение имеют четыре мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты. Один суннитский мазхаб - захиритский - ныне полностью исчез. У шиитов распространён джафаритский мазхаб.
- Карачаево-Черкесия вышла из состава Ставропольского края 30 ноября 1990 года, только 9 декабря 1992 года став Карачаево-Черкесской Республикой. (Здесь и далее - прим. корр. "Кавказского узла")
- Мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.
- В те годы — Татарская АССР.
- Шариат - "(правильный) путь", "образ действия", в буквальном смысле означает "водопой", "источник" - совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как "вечное и неизменное" божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
- Если брать за ориентир улицу Ленина, то автостоянка, о которой идет речь, находится за зданием известным в городе как бывшая обувная фабрика.
- День жертвоприношения - исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Авраама и через 70 дней после праздника Рамадан.
- Именно в этот день в мечетях наибольшее скопление людей.
- "Аллаху акбар" (или "Аллах акбар") - арабское выражение, означающее: "Бог - самый великий".
- В исламе - духовное лицо, которое заведует мечетью.
- Религиозная книга, священная для приверженцев всех исламских направлений. Она служит основой мусульманского законодательства.
- Собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама.
- На территории ДУМ Ставропольского края и Карачаево-Черкесии 157 действующих мечетей.
-
04 ноября 2024, 20:00
2Армянские журналисты раскритиковали законопроект "Об общественной информации"
-
04 ноября 2024, 16:54
-
04 ноября 2024, 14:03
Голубев объявил об отставке с должности губернатора Ростовской области
-
04 ноября 2024, 11:10
-
04 ноября 2024, 09:20
6Муфтият опроверг информацию об обязательном ношении хиджаба в Чечне
-
04 ноября 2024, 08:26