Завершены съемки фильма "Судьба женщины Дагестана"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Дагестане завершены съемки фильма "Судьба женщины Дагестана". Фильм создан по инициативе "Лиги защиты матери и ребенка", регионального общественного фонда "Благотворительная больница для женщин" и руководителя этой организации Айшат Магомедовой.
В фильме рассказывается о тяжелой ситуации, в которой находятся многие женщины, проживающие в горных районах Дагестана. Отсутствие работы, полноценного медицинского обслуживания, социальная незащищенность привели к тому, что многие женщины страдают тяжелыми формами заболеваний, с каждым годом растет смертность среди детей.
Почему это происходит и что надо сделать для исправления ситуации? Об этом Айшат Магомедова рассказывает корреспонденту "Кавказского узла" Тимуру Исаеву.
- В чем причина столь бедственного положения, в котором оказались жители высокогорных районов Дагестана?
- В первую очередь, это отсутствие нормальной инфраструктуры и работы. Если раньше государство как-то поддерживало народные промыслы, женщины в селах были заняты работой в многочисленных цехах, то теперь все этого нет. Плохо то, что скоро уйдет старое поколение, и некому будет передать накопленный за долгие годы опыт.
В особо тяжелом положении находятся женщины. Они работают с раннего утра до позднего вечера, у них нет времени, чтобы сделать перерыв. Надо таскать сено, воду, заниматься детьми, приготовить пищу.
Другая проблема - отсутствие элементарных условий для нормального проживания. В первую очередь, это газ и вода. В горных районах газифицированы, в основном, те населенные пункты, где расположились военные городки, в частности Ботлих. Остальные люди фактически брошены на вымирание, некоторым просто нечем топить зимой свои дома. По этой причине и наблюдается большая миграция в города Дагестана.
Но этот процесс также порождает немало проблем. Из-за большого наплыва населения с гор на равнину начинаются различные, в том числе межнациональные конфликты. Такой тлеющий конфликт может в дальнейшем разгореться в большой пожар. Я не думаю, что руководители республики не знают об этом.
- Уровень медицинского обслуживания в горных дагестанских районах - один из самых низких в стране. Шокировал один момент из вашего фильма - когда женщина пешком шла целый световой день в соседнее село, чтобы успеть попасть на прием к врачу. С чем это, по вашему мнению, связано, и что необходимо предпринять для исправления ситуации?
- В 2007 году в рамках благотворительной акции "Добрая воля" в Дагестан из Москвы приезжали врачи госпиталя медицины катастроф. Они были удивлены таким количеством болезней, которые наблюдаются у местных жителей, особенно женщин, живущих в горах.
Медицина не может существовать отдельно от общества. Дороги - вот главная беда горного Дагестана. По причине отсутствия или плохого состояние дорог становится невозможным оказать не то чтобы квалифицированную, но даже элементарную медицинскую помощь.
Это же ненормально, если женщина встает на рассвете, чтобы успеть до вечера дойти в соседнее село, куда приехали врачи, чтобы осмотреть больных! Что говорить о простых больных, если по причине неоказания медицинской помощи в республике умирают врачи!
Такой случай произошел с главным врачом Тляратинского района. У него наблюдалось предынфарктное состояние, в самом районе некому было оказать медицинскую помощь. Главврача повезли в Шамильский район, но по дороге он скончался.
Вы представляете, как хирургическое отделение может работать без воды? А в большинстве медицинских учреждений, расположенных в горной части Дагестана, складывается именно такая ситуация.
Поэтому надо в первую очередь создать нормальные условия для жизни в горах. Люди с удовольствием бы там жили, никуда не уезжали. Какая красота в наших горах, не хуже чем в Швейцарии, почему бы ни развивать, к примеру, туризм?
Рутульский, Цунтинский, Цумадинский, Тляратинский, Лакский районы Дагестана - там особенно тяжело живется жителям, особенно женщинам. Я бы на те деньги, что выделяют горным районам, провела газ, воду и построила бы дороги. Тогда решились бы все медицинские и социальные проблемы.
- Но ведь в городах республики существуют современные медицинские центры, куда могут обратиться больные...
- Здесь такая ситуация: чтобы приехать в Махачкалу на обследование в больницу, надо проехать не одну сотню километров. Это немалое время, и что в нынешних условиях проблематично - деньги.
Сразу в больницу не укладывают, необходимо сдать анализы, провести кое-какие процедуры. А где остановиться людям, где питаться? В гостиницах останавливаться дорого, своих городских родственников сельские жители стеснять не хотят, вот и приходят в нашу благотворительную больницу женщины, чтобы элементарно переночевать и поесть, мы никому не отказываем, у нас выделены две комнаты для таких людей.
Несмотря на кажущееся большое количество медучреждений в столице Дагестана, остро стоит вопрос квалификации медицинских кадров. В большинстве зарубежных стран, для того, чтобы начать полноценную медицинскую практику, выпускники медицинского вуза в течение 6-7 лет проходят врачебную подготовку. У нас такого нет. Качество подготовки молодых специалистов в Дагестане оставляет пока желать лучшего.
Вот говорят, что у нас бесплатная медицина. Зайдите в любую больничную палату, и пациенты скажут, что они не в состоянии платить те деньги, которые с нас требуют. Возьмем для примера мой родной Ботлихский район. Никогда до сих пор не слышала, чтобы там врачи брали мзду. Сейчас больные, которые приезжают ко мне, говорят, что врачи буквально вымогают деньги. Почему так все изменилось, что произошло с людьми?
- О том, что происходит с возглавляемой вами благотворительной больнице для женщин, немало говорилось в прессе. Последнее решение Арбитражного суда по иску Минимущества Дагестана освободить занимаемые больницей здание удивило многих. Вы будете дальше продолжать борьбу?
- Вы, наверное, видели лица женщин, которые в день суда пришли поддержать меня. После оглашения решения суда они рыдали. Я вижу по их лицам - они никогда и никому эту больницу не отдадут.
Мне часто говорят: "ты напрасно воюешь, все земли больницы уже давно распроданы". Я отвечаю - продавайте, если у вас есть совесть покупать эту землю, и отнять помещение у несчастных и больных людей, которые здесь имеют возможность бесплатно лечиться и получить кусок хлеба.
Я не знаю, как люди, которые принимают такие решения, будут воспитывать своих детей, о какой морали они могут говорить с трибун? Когда я была у министра земельных и имущественных отношений Дагестана, то сказала ему: "Мне жалко ваших детей. Вы оставите им что-то материальное, а где духовная сторона? Если вы ущемляете бедных, как воспитаете своих детей? После нас хоть потоп?".
Когда я приезжаю в дагестанские села, женщины окружают меня и просят о помощи. Но я не в состоянии всем помочь, могу только выслушать их. Мы - маленькая организация и всем помочь просто нет возможности. Больные люди, проживающие в горах - это разве не предмет государственной заботы и интересов? Что, государство не должно их защищать? Получается, что защищаются только интересы богатых. А бедным что делать?
Вот сейчас очень остро стоит проблема младенческой смертности в горах, среди детей наблюдается большая заболеваемость зобом. Кто будет заниматься этими и другими вопросами?
Я знаю, что были выделены немалые средства на покупку йодированной соли и доставки ее в горные районы, но куда пошли эти средства, неизвестно.
В Дагестане складывается непростая ситуация. Богатые с презрением относятся к бедным, бедные ненавидят богатых. К чему мы так придем? Это же настоящая война...
Мы будем бороться до конца, чтобы отстоять благотворительную больницу для женщин. Мы чувствуем, что не одиноки, к нам приходят письма поддержки с разных частей страны. Попытка лишить благотворительную больницу помещения - это позор, который ляжет неизгладимым пятном на всю республику, которая сейчас так печется о своем имидже.
Напомним, 29 апреля судья Арбитражного суда Республики Дагестан Магомед Исаев вынес решение об удовлетворении иска и обязал больницу освободить занимаемые ею помещения в Махачкале.
Заседание суда длилось около четырех часов. Все время, пока шел процесс, здания суда пикетировали сто женщин.
Они держали в руках плакаты и транспаранты с требованием оставить в покое "Благотворительную больницу для женщин". Временами пикетчики пытались проникнуть в здание суда, но судебным приставам, несущим охрану у Арбитражного суда, удалось убедить митингующих не предпринимать незаконных действий.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Дагестана Лариса Умалатована на заседании суда заявила, что со стороны министерства были сделаны попытки заключить с больницей договор аренды, однако руководство больницы отказалось это сделать.
До 30 декабря больница должна покинуть помещение. Другого помещения нет, и власти Дагестана не спешат что-либо предложить взамен, отмечает, комментируя упомянутое выше судебное решение, издание "Газета". По информации этого издания, женщины, пользовавшиеся услугами больницы, пытались рассказать о проблемах, связанных с закрытием больницы, на местном телевидении, но их туда не пустили.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08