Российские правозащитники обеспокоены нарушением прав человека в Дагестане
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Российские правозащитники, собравшиеся сегодня в Дагестане на "круглом столе", выразили озабоченность ущемлением прав человека со стороны силовых структур. Они заявляют о необходимости принять решительные меры для исправления ситуации в республике.
Группа российских правозащитников, в числе которых сопредседатели правозащитной фракции партии "Яблоко" Сергей Ковалев и Валерий Борщов, а также председатель регионального отделения "Яблока" в Чечне Шарип Цуруев приняли участие в "круглом столе", который организовал в Махачкале руководитель дагестанского регионального объединения партии "Яблоко" Фарид Бабаев.
Правозащитники пожелали лично выслушать мнение жителей Дагестана, чьи права каким-то образом были ущемлены.
На мероприятии отсутствовали представители властей Дагестана, хотя приглашение им было разослано.
"Первый вице-премьер Дагестана Умупазиль Омарова (ранее - уполномоченный по правам человека в Дагестане) пожелала успехов в работе, и извинилась, что ввиду загруженности по работе не может принять участие, - сказал Фарид Бабаев. - Следует отметить, что Омарова участвовала в нашем прошлом мероприятии в июле этого года".
Правозащитники выразили недоумение, что по непонятным причинам не явилась новый уполномоченный по правам человека в Дагестане Светлана Алисултанова.
Первой темой, которую обсудили участники круглого стола стало расследование расстрела мирных жителей в Докузпаринском районе в 2006 году. Как идет расследование этих событий, правозащитникам рассказал Зияудин Увайсов - адвокат убитого во время разгона мирной демонстрации жителя района Мурада Нагметова.
"Дело фактически приостановлено, - сообщил Зияудин Увайсов. - Прокуратура Дагестана не предпринимает никаких активных действий. Они ссылаются на то, что установить лицо, которое убило Нагметова, невозможно. Мы тогда спрашиваем, кто давал приказ стрелять по мирным жителям. На этот вопрос нам не дают ответа".
Присутствовавший отец убитого Мурада Нагметова на это заявил: "Когда во время митинга я подошел к заместителю министра МВД Дагестана Исмаилову и сказал ему: "Что вы собираетесь делать, мы требуем только встречи с главой администрации района Абасовым". Так тот ответил: "Вы что, море крови хотите? Вы его получите!". Буквально через несколько минут началась стрельба".
Сергея Ковалева заинтересовала причина, по которой правоохранительные органы заявляют о невозможности провести экспертизу оружия, из которого сотрудниками правоохранительных органов был убит Нагметов. Дело в том, что оказывается, как заявили правоохранительные органы Дагестана, в России невозможно провести экспертизу из оружия, которым было совершено убийство. Кроме того, в инструкции по применению специальных пуль, одной из которых был убит Нагметов, сказано, что их нельзя использовать для стрельбы по людям. Они применяются только в закрытых помещениях, где в результате попадания о твердый предмет, например, стену, испаряют специальный газ.
"Надо выяснить, почему такое оружие было использовано для стрельбы по людям", - сказал Сергей Ковалев.
Выслушали правозащитники и ситуацию с похищениями людей в Дагестане, а также защитой прав граждан во время проведения спецопераций.
Шокирующий случай рассказал житель Хасавюрта Мамат Байсултанов. По его словам, правоохранительные органы перепутали его дом с тем, в котором им предписывалось провести спецоперацию по поимке боевиков (номера 81 и 83). В результате была убита беременная невестка Байсултанова и ранен его сын.
Как заявил Байсултанов, видя, что они ошиблись, во двор дома было подкинуто оружие и арестован его сын. Сыну вначале предъявлялись обвинения в участии в НФВ, бандитизме, связи с Басаевым и другими лидерами боевиков.
"На суде я сказал: посмотрите на дату рождения сына, выходит, когда он воевал с Басаевым, ему было 11 лет! - говорит Мамат Байсултанов. - После этого все обвинения, кроме хранения оружия, с него были сняты и его осудили на полтора года".
"Дагестан является на сегодняшний день драматической и опасной точкой в стране, - сказал Валерий Борщов. - Чтобы исправить ситуацию, нужны самые решительные меры. Скоро должна состояться моя встреча с генпрокурором России Чайкой, где я доведу до его сведения факты, свидетельствующие о бесчинствах отдельных сотрудников МВД, и что прокуратура не выполняет своих функций. Федеральный центр должен знать, что ситуация в Дагестане нуждается в срочном вмешательстве".
"Произвол, чинимый некоторыми правоохранительными структурами в Дагестане, - часть российской системы, - заявил Сергей Ковалев. - В стране действует сплоченная группа офицеров и генералов ФСБ, которые влияют на власть в России, и в Дагестане, в частности. Мы должны иметь власть, которая не использует закон как оружие, а подчиняется закону".
Правозащитники заявили о том, что соберут все факты нарушений прав человека в Дагестане, и доведут их до соответствующих инстанций на федеральном уровне.
Напомним, как сообщал "Кавказский узел", ситуацию в Дагестане особо накалили похищения людей, против чего жители республики неоднократно проводили акции протеста.
В конце августа в республике появилось движение "Матери Дагестана за права человека", что стало продолжением общественного протеста против похищений.
3 августа в Махачкале проводился митинг, посвященный похищениям людей. В результате "Матери Дагестана" объявили голодовку, требуя наказать виновных в похищениях, а также отставки министра внутренних дел, прокурора Республики Дагестан и встречи с президентом Муху Алиевым.
23 августа "Матери Дагестана" голодовку прекратили. Это произошло после того, как голодающих посетила делегация во главе с государственным секретарем Дагестана Такибат Махмудовой и руководителем аналитического управления при президенте Дагестана Миясат Муслимовой.
В этот же день президент Дагестана Муху Алиев провел совещание по похищениям людей. Именно там участники совещания приняли решение создать межведомственную оперативно-розыскную группу, которая займется розыском похищенных лиц.
По информации прокуратуры Дагестана, наибольшее число таких похищений пришлось на 2004 - 2005 гг., когда было похищено 26 и 14 человек соответственно. В 2006 году похищено 13 человек. За 7 месяцев 2007 года поступило 10 сообщений о похищении 10 человек.
Из числа похищенных в 2007 году 10 граждан не возвращено 5. Из показаний двух освобожденных граждан следует, что похищения совершены лицами в камуфлированной форме в масках, но сообщить более подробно о принадлежности этих лиц к каким-либо правоохранительным органам они не могут.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08