Россия заплатит за смерть жителя Чечни более 46 тыс. евро
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На сумму более 46 тысяч евро опустеет бюджет России согласно решению Европейского суда по правам человека. Он в очередной раз признал сегодня Россию виновной в насильственном исчезновении и смерти жителя Чечни, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" юрист Правозащитного центра (ПЦ) "Мемориал" Кирилл Коротеев, представлявший интересы заявителей в Страсбурге.
Суд признал, что Аюбхан Магомадов был задержан у себя дома российскими властями и стал жертвой насильственного исчезновения - одного из грубейших нарушений Европейской конвенции по правам человека. Поскольку о нем не было никаких сведений с момента задержания, судьи решили, что Аюбхан Магомадов должен считаться умершим, а ответственность за его смерть несут российские власти.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что обстоятельства исчезновения Аюбхана не были эффективно расследованы, а непредоставление заявителям, Якубу и Аюбу Магомадовым, информации о судьбе их брата в течение многих лет является бесчеловечным обращением.
В то же время, суд не нашел доказательств того, что задержание Якуба Магомадова в 2004 г. было связано с подачей им жалобы в ЕСПЧ и что в его исчезновении виновны российские власти.
Таким образом, Страсбургский суд единогласно постановил, что имело место нарушение правительством России статей 2 (право на жизнь), 3 (запрет пыток), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ).
Также единогласно судьи присудили заявителям компенсацию морального вреда в размере 40 000 евро, 4100 евро и 1 362 фунта стерлингов (2010 евро) власти Российской Федерации заплатят за судебные расходы и издержки.
Заявителей в Европейском суде представляли юристы Правозащитного центра "Мемориал" Дина Ведерникова и Кирилл Коротеев, а также юристы Европейского центра защиты прав человека (EHRAC, Лондон) Уильям Бауринг и Филип Лич.
Как сообщается на интернет-сайте Евросуда, решение по данному делу семеро судей из разных стран - членов Совета Европы - приняли на своем закрытом заседании еще 21 июня. Сегодня же в 13 часов по московскому времени состоялось только оглашение вердикта. С момента подачи Якубом Магомадовым жалобы в Страсбург в 2001 году прошло более шести лет.
Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Кирилл Коротеев, решение Европейского суда окончательно вступит не ранее чем через три месяца, которые даются государству для представления возражений на него.
Напомним, что заявители проживали в чеченском райцентре Курчалой. По их словам, 2 октября 2000 г. в их доме произвел обыск вооруженный отряд ФСБ. Брата заявителей, Аюбхана, арестовали и увезли люди в военной форме, не предъявившие документов. С тех пор его никто не видел, сообщает ПЦ "Мемориал".
Родственники Аюбхана начали разыскивать его сразу же после ареста. Они обращались с жалобами по поводу его исчезновения в несколько инстанций, в том числе в ФСБ, УВД, региональную и местную прокуратуры, а также в главную военную прокуратуру.
Октябрьским временным отделом внутренних дел г. Грозного была родным выдана справка о А. Магомадове, в которой говорилось, что брат заявителей был освобожден 3 октября 2000 г. в 8.30 утра. В неустановленный день МВД Чечни также издало уведомление, в котором подтверждался факт освобождения Аюбхана.
В этом документе говорилось, что он был задержан сотрудником ВОВД совместно с сотрудниками Курчалойского районного управления ФСБ по подозрению в совершении преступления.
6 ноября 2000 г. ФСБ Чечни заявила, что не принимала участия в аресте брата заявителей, а также, что Октябрьский ВОВД просто "пригласил его" проехать в ВОВД в Грозном, чтобы прояснить моменты, связанные с его сходством с одним из "находящихся в розыске боевиков".
9 декабря 2000 г. Аргунская межрайонная прокуратура уведомила первого заявителя Якуба Магомадова о том, что по факту похищения его брата в этот день было начато уголовное расследование. 29 января 2001 г. начальник отдела уголовных расследований МВД Чечни сообщил, что в поисковой базе данных министерства никаких сведений об Аюбхане нет.
19 декабря 2002 г. прокуратура Чеченской Республики сообщила первому заявителю о том, что решение о приостановлении следствия отменено, и расследование должно возобновиться. Однако следствие не смогло установить лиц, виновных в похищении Аюбхана, или их местонахождение. Аюбхан был объявлен пропавшим без вести и внесен в список федерального розыска.
После исчерпания возможностей на национальном уровне брат Аюбхана Якуб Магомадов обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека.
В начале 2004 года Якуб Магомадов с целью продолжения поисков брата выехал в Москву и сам пропал без вести.
Последний раз Якуба живым видели 19 апреля 2004 г. 29 апреля 2004 г. В дом, где жил его брат Ибрагим и племянник Хисир, пришли сотрудники ФСБ в камуфляжной форме и масках. Ибрагима отвели в помещение ФСБ и сказали, что в отношении его брата Якуба возбуждено уголовное дело.
16 мая 2004 г. некий человек, который утверждал, что является сотрудником службы безопасности президента Чечни, принес в дом матери заявителей записку. По его утверждению, записка была адресована Якубом его семье. В ней говорилось, что он содержится на главной военной базе российских войск в Чечне в Ханкале.
31 мая представители заявителей сообщили Страсбургскому суду об исчезновении первого заявителя и о том, что он предположительно содержится под стражей. Опираясь на ст. 34 Европейской конвенции по правам человека, они связали его задержание с его обращением в Евросуд.
7 июня 2004 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации обратился к министру внутренних дел России с просьбой найти первого заявителя, а также отметил, что имеется уже несколько случаев исчезновения людей, обратившихся с жалобой в Европейский суд.
5 июля 2004 г. МВД РФ ответило омбудсмену Владимиру Лукину, что Я.Магомадов был задержан в Москве 8 февраля 2004 г. сотрудниками ОВД Юго-Восточного округа столицы, поскольку у него не было московской регистрации по месту временного пребывания. В письме также говорилось, что пострадавшим в результате несчастного случая Якуб не значился, в следственных изоляторах не содержался, в списке пропавших не значится, и обращений в органы внутренних дел в связи с его похищением не поступало.
После исчезновения Якуба Магомадова к жалобе в Европейский суд присоединился третий брат Магомадовых - Аюб Магомадов.
24 июня 2004 г. Европейский суд по правам человека направил жалобу для ознакомления российскому правительству и запросил дополнительную фактическую информацию о местонахождении первого заявителя. 29 июля 2004 г. российское правительство в ответ на запрос об информации сообщило следующие сведения:
- 19 июля 2004 г. по факту похищения первого заявителя было начато уголовное расследование, которое еще не завершено;
- на основании информации, предоставленной родственниками первого заявителя, невозможно установить личность похитителей;
- доказательств в поддержку того, что он содержался под стражей на военной базе в Ханкале, не имеется;
- Министерство внутренних дел и ФСБ заявляют, что им ничего не известно о его местонахождении.
Заявители жаловались по ст. 2, 3 и 5 ЕКПЧ на нарушение права их брата на жизнь, на непроведение властями расследования по делу, а также на то, что он, по всей вероятности, подвергался пыткам, а сами они испытывали страдания вследствие неопределенности, связанной с местонахождением их брата.
Кроме того, Магомадовы жаловались по ст. 34 ЕКПЧ на то, что исчезновение первого заявителя представляет собой попытку "воспрепятствовать осуществлению права на индивидуальное обращение в Европейский суд". Суд единогласно объявил жалобу приемлемой 24 ноября 2005 г.
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08
-
22 ноября 2024, 13:33
-
22 ноября 2024, 12:53
Власти Новороссийска вместо детских площадок выделяют деньги на сирены
-
22 ноября 2024, 12:30
Объявлена дата первого заседания обновленного парламента Грузии