Комиссар СЕ Томас Хаммарберг не может добиться ликвидации ОРБ-2 в Чечне
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Сейчас официальными СМИ и представителями власти создается образ того, что в Чечне идет стабилизация обстановки. Это не так. Нарушение прав носит там систематический характер, а существующая власть во многом основывается на подавлении людей", - сказал сегодня координатор проекта Европейкой комиссии "Противодействие нарушениям прав человека на Северном Кавказе" Игорь Шамшев, выступая на пресс-конференции в Независимом пресс-центре.
Как сообщили участники пресс-конференции, в течение прошедшего года адвокатами были переработаны десятки уголовных дел, рассмотрены - сотни, среди которых фигурирует 150 дел, связанных с фабрикацией, незаконным содержанием под стражей и пытками в ОРБ-2, было проведено четыре семинара по судебной защите для адвокатов из Чечни, Ингушетии и Дагестана.
21 апреля завершилась очередная весенняя сессия ПАСЕ. Во Францию, где проходили слушания, помимо официальной делегации от РФ прилетела также группа российских адвокатов и правозащитников. Речь в основном шла о грубых нарушениях прав человека на Северном Кавказе, о том, что за официальной картиной улучшения ситуации скрываются каждодневные преступления правоохранительных органов Чечни, Дагестана и Ингушетии, а власть России закрывает на это глаза. Основными нарушениями прав человека в проблемных регионах были признаны похищения и внесудебные расправы.
На весеннем слушании ПАСЕ побывал председатель регионального общественного движения "Чеченский комитет национального спасения" Руслан Бадалов, чеченские адвокаты Саид-Абу Джабраилов, Байали Эльмурзаев, Аида Касимова, Жабраил Абубакаров. Возглавлял делегацию координатор проекта Европейкой комиссии "Противодействие нарушениям прав человека на Северном Кавказе" Игорь Шамшев.
Этот проект, финансируемый Европейским Союзом по Программе микропроектов Европейской инициативы в области демократии и прав человека, существует уже довольно долго. Перед тем, как отправиться на слушания ПАСЕ, адвокатами были собраны и систематизированы факты похищения и внесудебных расправ над жителями республик Дагестан, Ингушетия и Чечня.
Представителям проекта удалось встретиться с Комиссаром Совета Европы Томасом Хаммарбергом. Беседа с российскими правозащитниками шла о проблемах, которые комиссар знает не понаслышке: в феврале он вернулся из Чечни, где принял участие в правозащитной конференции, организованной Рамзаном Кадыровым. Приехав из республики, Хаммарберг сделал публичное заявление, в котором остро осуждалось потворство властей РФ преступлениям силовиков.
"Комиссар сказал нам, что предпринимает сейчас все усилия и рычаги давления, чтобы печально известная структура ОРБ-2 была ликвидирована. Вообще же Комиссар СЕ больше слушал нас, а мы в свою очередь говорили о проблеме с похищением людей, внесудебными расправами, фабрикации уголовных дел. Были обсуждены вопросы и экономического характера, связанные с невыплатой компенсации беженцам, которые продолжают оставаться в Ингушетии, например, под постоянным давлением. Беженцы там не получают положенную им по закону компенсацию за уничтоженное имущество. На них оказывают давление, закрывают глаза на эту проблему, делая вид, что обстановка на Северном Кавказе стабилизировалась", - рассказал лидер Чеченского комитета национального спасения Руслан Бадалов на сегодняшней пресс-конференции.
На вопрос корреспондента "Кавказского узла", какие рычаги давления на данный момент может использовать Совет Европы, чтобы прекратить ежедневные нарушения прав человека в республиках Северного Кавказа, г-н Бадалов ответил, что главный рычаг давления - это обращения пострадавших в Европейский суд по правам человека.
"Так получается, что любые действия заканчиваются с выплатой компенсации пострадавшему. Комитет министров совета Европы обязывает, чтобы дальше продолжалось расследование этого дела и чтобы были наказаны виновные люди. И это не единственные рычаги, так как работа, которая проводится через правозащитные организации и СМИ, также имеет большое значение", - говорит Руслан Бадалов.
По рассказам участников проекта "Противодействие нарушениям прав человека на Северном Кавказе", в целом ситуация выглядит следующим образом. Несмотря на официальные заявления о стабилизации обстановки на Северном Кавказе, в ряде республик этого региона и - прежде всего - в Чеченской Республике не прекращаются грубые нарушения прав человека.
"Федеральные вооруженные силы практикуют массированные артиллерийские и танковые обстрелы местностей, прилегающих к населенным пунктам. Есть много раненых и пострадавших среди мирного населения. В Чечне и Ингушетии не прекращаются внесудебные казни людей", - сказал адвокат Жабраил Абубакаров.
По его словам, на Северном Кавказе продолжаются похищения подозреваемых, незаконное содержание их под стражей. С момента похищения до официального оформления задержания может пройти более месяца. За этот период подозреваемый подвергается насилию, в результате которого он "признается" во всех смертных грехах. Преследованиям подвергаются даже лица, уже амнистированные ранее. Продолжаются пытки подследственных, принуждения их к самооговорам себя и других лиц. Происходит фабрикация уголовных дел.
Причем, если с момента похищения родственники, правозащитники, адвокаты обращаются в руководящие органы с письмами, заявлениями, телеграммами о факте похищения, адвокатам из юридической группы проекта удается установить время фактического задержания и в весьма редких случаях добиться от судей признания добытых следствием доказательств недопустимыми.
В частности, 9 марта 2006 года в дом Михаила Борчашвили в Грозном, выломав дверь, ворвалось семь вооруженных людей в масках, одетых в камуфляжную форму. Угрожая оружием, они приказали всем, включая малолетних детей, лечь на пол. Не объяснив причины и не представившись, военные приказали Михаилу идти вместе с ними. Борчашвили вывели из дома, посадили в одну из машин и увезли в неизвестном направлении. Больше похищенного никто не видел.
Таких случаев - сотни, они, без детализации, уместились на 45 страницах печатного текста. Правозащитники вели мониторинг с марта 2006 года по март 2007. Диссонансом с представленными результатами звучат официальные цифры похищенных в Чечне за все время - всего 2, 5 тысячи человек. По информации же правозащитных организаций, количество без вести пропавших варьируется от четырех до десяти тысяч человек.
"Российская власть не соглашается с фактами нарушения прав человека на Северном Кавказе. До сих пор не было предпринято ни одного шага по определению местонахождения этих людей", - говорит адвокат Саид-Абу Джабраилов.
8 января 2007 года в дом Наврузовых, проживающих в поселке Долинский Грозненского района Чечни, ворвалась группа вооруженных людей в маках и насильно увезла в неизвестном направлении сына хозяина дома Ислама Наврузова. На следующий день Ислама обнаружили мертвым на окраине одного из населенных пунктов. Выстрел был произведен в голову. Родственники убитого уверены, что убийцами являются сотрудники российских иловых структур.
Кто был убийцами Ислама Наврузова, выяснить так и не удалось. По традиции, добиться справедливости в правоохранительных органах и российских судах различных уровней не удается. В таких случаях северокавказские адвокаты оформляют и направляют жалобы жертв грубых нарушений прав человека в Комитет против пыток ООН и Европейский Суд по правам человека.
Корреспондент "Кавказского узла" поинтересовался у проводивших мониторинг экспертов, продолжается ли давление на людей, обращающихся в Страсбург. "Да, но известны случаи не только прямого давления. Среди тех, кто подавал жалобы в Евросуд, несколько человек были расстреляны, несколько похищены. Дело еще и в том, что жалобу в Страсбург надо подавать по почте, а это хорошая почва для телефонных угроз", - ответил Саид-Абу Джабраилов.
Согласно официальной статистике, сегодня в Европейском суде по правам человека находится около 20 тысяч российских жалоб. Их них более двухсот поступили из Чеченской республики. Таким образом, Россия становится источником двадцати процентов от общего количества жалоб в Евросуде по правам человека.
Участники проекта "Противодействие нарушениям прав человека на Северном Кавказе" также отметили, что помимо прочего остро стоит проблема преследования правозащитников, занимающихся расследованием преступлений и оказывающих юридическую и материальную помощь людям в "проблемных" регионах.
"Преследование правозащитных организаций - весьма опасная тенденция, ведь многим проще совместными усилиями решать проблемы, которые направлены на обеспечение ценностей, закрепленных как в российских, так и в международных законодательных актах. Преследование правозащитников, попытки ликвидировать правозащитные организации путем реформирования существующего закона об НПО, использование всех рычагов власти с целью приглушить и запугать тех, кто громче всех говорит о необходимости соблюдения прав человека, - все это следствие немудрого подхода власти к проблеме", - говорит адвокат, эксперт Чеченского комитета национального спасения Саид-Абу Джабраилов.
"Я считаю, что наибольшую ценность представляют те люди, которые обращают внимание власти на существующие проблемы, а не чиновники, которые пытаются тушью закрасить проблему. Ее надо решать, или проблема может перейти в хроническую. Власть же напротив постоянно поощряет суды присяжных выносить оправдательные приговоры в отношении тех лиц, чьи преступления очевидны", - добавил эксперт.
Говоря об очевидных, но не наказаны преступлениях, адвокат имел в виду громкое "дело Ульмана", герой которого состоит сейчас в федеральном розыске. "Нас всегда огорчал факт массовости движения в поддержку убийц и насильников, когда их признавали национальными героями, нас удивляли факты, когда губернаторы приезжали в регион и пожимали те руки, что были на самом деле по локоть в крови", - считает Руслан Бадалов.
По его словам, тенденция учащения преступности в Чечне связана еще и с тем, что в таких регионах Северного Кавказа очень много прикомандированных представителей силовых структур. "Эти люди считают командировку в такой регион отличным шансом сделать себе карьеру, при этом попирая права остальных. С твердостью могу сказать, что правоохранительные структуры в этих республиках стали правонарушительными структурами, ибо подавляющее большинство нарушения прав человека исходит именно от того, кто эти права должен защищать", - отметил на сегодняшней пресс-конференции лидер Чеченского комитета национального спасения Руслан Бадалов.
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08