События в Загатале - обычная криминальная разборка
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Полковник в отставке Бахтияр Алиев во время начала карабахского конфликта был начальником управления полиции г. Гянджи. Несколько позже он возглавил Главное управление полиции города Баку и был заместителем министра внутренних дел Азербайджана. После образования Министерства обороны занял пост начальника Управления военной контрразведки.
"Зеркало" обратилось к Бахтияру Алиеву с просьбой прокомментировать в качестве эксперта события, происходящие в северных районах Азербайджана.
- Сразу скажу, что я могу прокомментировать ситуацию, основываясь лишь на фактах, опубликованных в средствах массовой информации. Я не могу владеть всей картиной происходящего в данном регионе. Не исключено, что там происходят какие-то очень серьезные процессы. Но будучи оперативным работником, я проанализировал все переданные СМИ факты, и у меня возникла собственная версия происходящих в Загатале событий. Чтобы разобраться во всем, необходимо вернуться к первому эпизоду в череде кровавых столкновений...
- И все же, что происходит, по-вашему, в Загатале - межнациональный конфликт или обычная криминальная разборка?
- Анализ фактов показывает, что эта обычная криминальная разборка...
- Как вы пришли к такому выводу?
- Все началось с нападения на пост дорожной полиции. У меня очень много вопросов по данному эпизоду. Почему сотрудник дорожной полиции был один? Ведь на посту их всегда бывает несколько, особенно в ночное время. Как сообщает пресса, их было двое, один якобы спал. Если поздно ночью сотрудник дорожной полиции останавливает машину, в которой находятся четверо взрослых мужчин, то он обязан учитывать вероятность угрозы нападения. То есть, по правилам, сотрудник дорожной полиции обязан был подстраховаться, разбудив своего напарника. Но этого сделано не было.
Далее возникает конфликт, в результате которого гибнут сотрудник дорожной полиции и гражданское лицо. Я считаю, что конфликт возник в результате переговоров. Другими словами, находящиеся в машине люди не задавались целью убивать сотрудника дорожной полиции. После убийства эти люди скрываются с места преступления. А правоохранительные органы сразу объявляют, что преступление совершено чеченцами. Возникает вопрос, на каком основании был сделан такой вывод? Ведь сотрудник полиции и гражданское лицо были убиты, а других свидетелей преступления не было.
А когда арестовывают двоих, оказывается, что один из них гражданин Турции, а у другого почему-то грузинская фамилия. Через несколько дней всех поднимают по тревоге, туда направляются внутренние войска и начинают проводить поисковые мероприятия. Но зачем? Ведь за это время преступники спокойно могли уйти в Грузию или же в Дагестан. В конце концов могли закопать оружие в лесу и приехать в Баку или же Гянджу и раствориться среди населения. Они не настолько глупы, чтобы вчетвером с оружием в руках ходить по лесам.
Проведение подобных поисковых операций с привлечением внутренних войск не имеет смысла, так как для проведения общевойсковой операции, то есть полной зачистки местности, этого слишком мало, ну а для того, чтобы поймать какую-то банду - слишком много. Там должны были работать специальные поисковые группы. Ведь у нас есть управление по борьбе с терроризмом, спецназ и т.д. Проводится поисковая операция, замминистр МВД Залов руководит ею и через некоторое время убивают сотрудника паспортного стола все того же Загатальского района.
И в этом эпизоде существуют непонятные моменты. Какое отношение имеет работник паспортного стола к этой операции? Ну, допустим, мобилизовали всех. Но даже в этом случае он должен был действовать не один, а, как принято в подобных ситуациях, в составе группы.
Проходит какое-то время и осуществляется нападение на казарму части внутренних войск. Возникает вопрос: для чего? Официально объявляется, что с целью захвата оружия, но это практически невозможно. Ведь для того необходимо пройти КПП, дежурную часть. А оружие находится в специальных комнатах, в пирамидах под замком, в казармах. Кроме того, там и военнослужащих много. Далее странно, что солдата не убили. Его просто оглушили. Стреляли на поражение в офицера.
А в последнем эпизоде обстреляли сразу пять полицейских. Что получается? Стреляют только в сотрудников МВД и только Загатальского района. Почему Балакен сюда приплели, - также непонятно. Там ведь ни одного эпизода не было. Я считаю, что там произошла криминальная разборка между сотрудниками внутренних дел Загатальского района и какой-то преступной группировкой.
- Почему Вы так считаете? И что Вас удивляет по последнему эпизоду?
- Раненный замначальника районного управления внутренних дел заявляет, что они не видели нападавших, так как те обстреляли их из темноты. Но буквально через день все шестеро нападавших определены. По гильзам на месте преступления можно лишь определить, из скольких стволов стреляли. Но как же были определены личности всех шестерых, если никто их не видел?
- У полиции мог быть осведомитель...
- Да, мог быть. Но подобные преступные группы не собираются в течение одного дня. А их обвинили во взрыве памятника Шейха Шамиля и нападении на войсковую часть. Тогда возникает вполне логичный вопрос: почему осведомитель не передал информацию до этих событий? Если передал, то почему не были приняты меры?
Кроме того, если целью является дестабилизация ситуации в районе, то зачем нужно нападать на райотделы, на часть внутренних войск и убивать полицейских, зная, что все они вооружены? Они ведь могут оказать вооруженное сопротивление и убить нападающих. Слишком рискованно. Для достижения этой цели они могли бы убить главу исполнительной власти, прокурора или других высокопоставленных лиц района, которые практически не защищены.
Далее, следует отметить, что нигде межнациональные конфликты не начинались с убийств полицейских. Вспомните, как начался карабахский конфликт. Армяне вышли на улицы в Ханкенди и начали кричать "Миацум, миацум!". А первые жертвы появились потом. Между нынешними событиями в Загатале и межнациональными отношениями, по-моему, нет никакой связи.
Охота на полицейских продолжается около двух месяцев. При этом никаких требований со стороны преступной группы не выдвинуто, в районе не зарегистрировано ни одного выступления представителей нацменьшинств с политическими или же социальными лозунгами. Еще раз повторяю, что эта обычная криминальная разборка.
- Какие события криминального характера могли привести к таким крупным, кровопролитным разборкам в этом регионе?
- Если учесть, что все началось с поста дорожной полиции, то можно предположить следующее: скорее всего, на этих "Жигулях" перевозилось что-то по объему небольшое, но очень ценное. Это могли быть деньги, наркотики или же ценности в особо крупных размерах. Обычно, если курьеры возят что-то подобное, то заранее договариваются с представителями местных правоохранительных органов и получают "зеленый свет" до пункта назначения.
- Вы хотите сказать, что во время переговоров членов преступной группы с сотрудником дорожной полиции не договорились по цене?
- Скорее всего. Иначе сотрудник дорожной полиции один, без страховки никогда бы не остановил ночью машину, в которой находились четверо здоровых мужчин.
- По-вашему, он знал и ждал их?
- Безусловно... Кроме того, сообщалось, что водитель машины был местным жителем. Но когда бандиты или террористы идут на "дело", они чужих с собой не берут. Зачем же так рисковать? Ведь у машины есть номера, он известен местным правоохранительным органам. Другими словами, они были спокойны и уверены в успехе. Конфликт с сотрудником дорожной полиции и для них был неожиданностью.
- Насколько я понял, то вы предполагаете следующее: какая-то преступная группировка отстреливает сотрудников хагатальской полиции за то, что те или обманули их, или же завладели чем-то ценным, что принадлежало им?
- Еще раз заявляю, что я не владею полной информацией. Но анализ известных фактов свидетельствует об этом. Однако меня поражает организация поисковой операции. Сейчас по всей дороге установлены блок-посты. Зачем они нужны? Ведь если преступники захотят уйти, то в той местности уйма объездных дорог, лесных тропинок. А эти действия будоражат население. Я считаю, что из-за неумных действий правоохранительных органов на самом деле может возникнуть межнациональный конфликт в этом регионе. Ведь в свое время в Узбекистане из-за обычной клубники началась массовая резня турок-месхетинцев.
- А как Вы объясните взрыв памятника Шейху Шамилю?
- Я думаю, что это дело рук тех, кто хочет придать событиям в Загатале окраску межнационального противостояния. Аварцы не могут взорвать памятник своему национальному герою, да и азербайджанцы уважают его не меньше аварцев...
источник: Газета "Зеркало" (Азербайджан)